Опубликовано 14 декабря 2016 в 17:42

В ГОСТИ К МУЗЫКЕ

Есть такое человеческое качество — тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой, эмоцио­нальной душой (натурой) не может забыть горя, стра­дания, несчастья другого человека, совесть заставит его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка. Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребен­ка стремилось к добру, красоте, человечности, попро­буйте научить его любить и понимать музыку! Учите его, учитесь вместе с ним!

Возможно, некоторые советы помогут вам и ваше­му малышу войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.

  1. Прежде всего помните о том, что любое музы­кальное произведение необходимо слушать, не от­влекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно сле­дить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда вжизнинеиспытанное.
  2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисцип­линировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.
  3. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислу­шиваясь к звукам, постарайтесь услышать и разли­чить динамические оттенки музыкальной речи, опре­делить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.
  4. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.
  5. В инструментальной музыке слов нет. Но от это­го она не становится менее интересной.

Возьмите диск (или скачайте в интернете) с записью известного сочинения П. И. Чайков­ского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музы­ке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные кар­тинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зим­нее утро» и много других очаровательных музыкаль­ных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адре­сованные юным слушателям, есть и у других компози­торов.

0_533d7_6fe57feb_XL.jpg32535fc0af0ce76d146a95d2a692cb76.jpg

604902_original.jpgmmrosm5535big.jpg

У С. С. Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рису­ют день, прожитый ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит ме­сяц над лугами».

В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно должны понравиться и «Сме­лый наездник», и «Веселый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное про­изведение «Дед Мороз» оживит фантазию и воображе­ние любого слушателя.

В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить музыкальная пьеса «Верхом на лошад­ке», а «Необычное происшествие», возможно, кого-нибудь даже чуть-чуть напугает.

А произведения ком­позитора С. Майкапара «В садике», «Маленький командир», «Пастушок» будут близки и понятны даже самым маленьким.

  1. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внима­тельно, не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуй­те, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать«как попало,как вздумается».
  2. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания спе­циальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.

    Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама ат­мосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, к каждому праз­днику надо готовиться, готовиться услышать о самом сокровенном, что пережил композитор и чем захотел поделиться со слушателями. Все пережитое словно оживет в звуках. На это нужно настроиться, поста­раться вникнуть в суть произведения. Конечно, перед концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке, которая прозвучит. Чтобы понять произведение, узнать о нем и его ав­торе, полезно заранее прослушать грамзаписи, прочи­тать книги. Если, например, предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы — либретто: ведь знать и понимать, о чем поют артисты, очень важно.

    8.Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смот­реть спектакли с различным составом исполнителей.
    Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

    ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ВСТРЕЧЕ С МУЗЫКОЙ

    В театрах, в концертных залах сущес­твуют определенные правила поведе­ния.

    Нельзя опаздывать на концерт. Луч­ше прийти за 1520 минут и настроить­ся на встречу с искусством. В случае опоздания следует дождаться переры­ва между исполняемыми произведения­ми. Входить в зал во время исполнения запрещается.

    Непременным условием, без которо­го невозможно воспринимать музыку, яв­ляется абсолютная тишина в зале. Не­допустимы любые разговоры, шепот, об­мен мнениями, шелест страницам  и т. д. Все это отвлекает самого слушателя, мешает окружающим и исполнителям.

    Аплодировать между частями крупно­го произведения не принято. В опере публика аплодисментами благодарит дирижера и оркестр перед последним действием. По ходу спектакля аплодис­менты допустимы только после блестя­ще проведенной сцены, арии. В отдель­ных случаях можно аплодировать та­лантливо выполненным декорациям, но до того как начнет звучать музыка.

    Аплодисменты, вызов на сцену в за­ключение концерталучшая награда артистам.