Опубликовано 14 декабря 2016 в 17:48

ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен... Знаме­нитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-компо­зиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть, профессиональные качества переда­ются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым,а сынписателя—писателем?

Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения при­чины отсутствия способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим факто­ром в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собствен­ным опытом. Они определяют в будущем и способнос­ти, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологи­ческие особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каж­дого. Именно они составляют основу развития музы­кальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает зна­чительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразиесуществующихвокругзвуковыхкрасок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листь­ев и завыванию ветра, люди учились различать инто­нацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкаль­ность —природой данное человеку свойство.

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим приро­дным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность. Музыка детства — хоро­ший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужнопомнитьследующее.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Раннее проявление музыкальных способностей гово­рит о необходимости начинать музыкальное разви­тие ребенка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», — счи­тают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка,будет невосполнимо.
  2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, ка­жется далеким от совершенства, а движения смеш­ны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количествен­ные накопления обязательно перейдут в качествен­ные. Для этого потребуется время и терпение.
  3. Отсутствие какой-либо из способностей может тор­мозить развитие остальных. Значит, задачей взрос­лого является устранение нежелаемого тормоза.
  4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» — немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

    ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ?

    Специалисты определяют ее как комплекс способ­ностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слу­шании музыки, пении, движении, музыкальном твор­честве.

    Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысот­ный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую челове­ком музыку новым содержанием, именно они позво­ляют подняться на вершины более глубокого позна­ния тайн музыкального искусства.

    Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят пе­дагоги умение понимать музыку, умение выразитель­но петь и двигаться, заниматься музыкальным твор­чеством также к понятию «музыкальность». Итак, постарайтесь запомнить главное:

    Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкаль­ным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

    Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в му­зыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как «чувство лада», «звуковысотный слух». Понять их содержание будет значительно легче, если не­множко больше узнать о том, что собой представля­ют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны изагадки.