Опубликовано 14 декабря 2016 в 17:51

СОВЕТЫ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ НАУЧИТЬСЯ ПЕТЬ

Каждый человек, родившись, получает от матуш­ки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Некото­рые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этиминструментом.

Обучать ребенка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подра­жая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем дет­ского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие! Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного от­ношения.

При обучении пению всегда идите от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенкек вершинамисполнительского мастерства.

Познакомьтесь с несколькими советами, которые могут оказать помощь вашему ребенку в овладении навыками выразительного пения.

Прежде чем начать разучивать понравившиеся пес­ни, определите, справится ли с ними ребенок, соот­ветствуют ли они возможностям его голоса. Даже если песня очень нравится и вам, и ребенку, пение ее может принести большой вред, если она не отве­чает особенностям возраста.

Итак, вас заинтересовала песенка и вы немножко знакомы с музыкальной грамотой. Как мудрый педа­гог, сначала внимательно разберитесь в особенностях текста, мелодии, предугадайте варианты возможных ошибок ребенка.

При подборе песенного репертуара учитывайте следующее.

  1. Содержание песен должно отражать круг инте­ресовребенка.
  2. Просмотрите текст, прочитайте его выразитель­но вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (их обязательно в дальнейшем нужно объяснить ребенку).
  3. В мелодии песни найдите сложные по ритми­ческому рисунку такты. Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мело­дии (сложность может вызвать скачкообразный ха­рактермелодическойлинии).
  4. Обратите внимание на протяженность музы­кальных фраз. Помните, темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Продол­жительность фраз, которая представляется нам естес­твенной, может оказаться неудобной для детского исполнения. Фразы детских песен должны быть ко­роткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха.
  5. Объем звуков мелодии песни не должен пре­вышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. У детей 3—4 лет — это всего 4—5 звуков, у детей 6—7-летнего возраста он расширяется до ок­тавы (8 звуков).

    В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучитестественно,ненапряженно,безперегрузки.

    Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споете ребенку песню. Первоначальное исполнение обязательно должно быть ярким, вы­разительным. Только при этом усло­вии у ребенка появится интерес и желание выучить песенку.

    на%20%20сайт.jpg

    ЧТО ТАКОЕ ПЕТЬ ЧИСТО?

    Музыканты-педагоги при оценке пения детей ис­пользуют термин «чистота интонирования». Говорят, например, интонация у ребенка не чистая, или «чис­тота интонирования оставляет желать лучшего». Что это означает?

    Чисто интонировать или, что одно и то же, «чис­то» петь — это значит, петь без фальши, не фальши­вить во время пения.

    Когда вы играете на каком-либо инструменте и одновременно поете, надо слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались. Приходится сознательно управлять своим голосом и приспосабливать его к звучанию инструмента. Если из инструмента извлекается высокий звук, нужно постараться сделать свой голос тоненьким (напри­мер, как у мышонка) и послушать, добрался ли он до высокого звука инструмента, соединился ли с ним в согласованном звучании. Если на инструмен­те сыграли низкий звук, нужно сделать наоборот, опустить голос, пусть он будет более «толстым», низким. Главное, всегда себя слушать и контроли­ровать. Голос поющего и звук, издаваемый инстру­ментом, должны сливаться в один. Это очень важ­но. Если есть хоть небольшая рассогласованность между звуком музыкального инструмента и его повторением человеком, о чистом пении не может быть и речи, а ведь к чистоте пения люди всегда относилисьиотносятсяоченьсерьезно.

    Не стоит расстраиваться, если сразу не получа­ется исполнить песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слу­ха и, конечно, регулярные занятия пением. И всег­дапомните:

    Прежде чем проинтонировать (про­петь) звук песни, важно правильно ус­лышать его и точнейшим образом по­вторить голосом.

    Разучивая с детьми песню, помните:

  1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).
  2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хоро­шо, правильно проговаривать все слова, особенно трудныедляпроизношения.

    3.Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно.Чтобы ребенок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом (рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Такты с трудным ритмическим рисунком нужно про­хлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой-либо слог.

  1. Чтобы звук во время пения имел красивую окрас­ку, следите за губами ребенка. Они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.
  2. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно его расходуя. Научить­ся этому можно, поиграв, например, со свечой (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблю­дая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками-парашютиками знакомого всем одуванчика.
  3. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие, на трех-пяти зву­ках, распевки. Это может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от раз­ных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие попевки, например «Две тетери»,«Птица иптенчики»и др.
  4. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положитьна колени ближек корпусу,

голову вниз опускать не следует. Если песня ис­полняется стоя, то спина при этом также должна быть прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены напроцесспения.