Опубликовано 19 мая 2017 в 10:46

Игры для детей и их родителей, которые помогут в подготовке к школе

Готовность к обучению в школе. Что это такое?

Это сформированность необходимого минимума интеллектуальных, социальных и личностных качеств, помогающих ребенку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника» и освоить новый для него вид деятельности – учебную.

Это когда уровеньфизического, психического и социальногоразвития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Школьная готовность включает себя следующие компоненты:

  1. Мотивационная готовность. Это желание ребенка посещать занятия, стремиться узнать новую информацию, желание получать новые знания.
  2. Личностная готовность. В школьной жизни надо много трудиться. Делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель. У ребенка должны быть развиты следующие качества: самостоятельность и организованность. Умение управлять своим поведением.
  3. Социальная готовность. Она включает в себя умение войти в контакт со сверстниками и взрослыми. Умение ребенка общаться, действовать совместно с другими, подчинятся по необходимости.
  4. Интеллектуальная готовность. Это не только умение считать, читать и писать буквы. Интеллектуально готовый ребенок – это ребенок, у которого достаточно развиты познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие, воображение, ощущение, речи). Ребенок умеет наблюдать, рассуждать, обобщать,выдвигать гипотезы и делать выводы.
  5. Физическая готовность. Это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления.

Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе.

Подготовка детей к школе – длительный процесс, включающий в себя педагогическую работу, направленную на формирование качеств умений и навыков необходимых для успешного обучения в школе.

Кроме занятий в детском саду я рекомендую играть с детьми дома для закрепления полученных знаний и навыков.

Уважаемые родители будущих первоклассников!

Я хочу Вам предложить следующие игры, в которыеможно играть вместе с ребенком:

Игра «Назови одним словом»

Игра проводится с предметными картинками, либо с игрушками. Смысл упражнения – научить ребенка правильно использовать обобщающие слова. Взрослый выкладывает на стол картинки, и просит назвать их одним словом. Например,

1)лиса, заяц, волк, медведь – животные;

2)кровать, стул, диван, кресло; - мебель;

3)сосна, ель, ива, клен – деревья и т.п.

Игра «Назови три предмета»

Эта игра развивает у ребенка словесно-логическое мышление. Ведущий (вначале взрослый, а затем – кто-то из детей) называет слово (например, мебель) и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать три предмета, которые можно назвать одним этим словом (например, стул, стол, кровать). Кто ошибся, платит фант.

Игра «Графический диктант»

Рисование по клеточкам. Для упражнения нужен тетрадный лист в клетку и карандаш. Первое время для ребенка желательно поставить точки, чтобы он знал, откуда начинать узор. Перед началом упражнения пусть ребенок покажет, где у него правая и где левая рука. Объясните ребенку, что вы будете диктовать ему узоры, а он будет рисовать по маленьким клеточкам. Узоры могут быть любыми, а начинать желательно с простого, например:

Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна направо.

Предложите ребенку закончить узор самостоятельно до конца строчки. Далее можно давать задания посложнее, например, две клетки вверх, одна влево и т.д.

Усложнение: Взрослый берет образец рисунка по клеточкам (слона, собаки и т.п.) и диктует ребенку направление по клеточкам. В итоге у ребенка должен получится такой же рисунок, как и у взрослого.

Игра «Сосчитай – не ошибись»

Ребенку предлагают нарисовать 10 (для начала можно меньше) треугольников (или любых других фигур) и закрасить, например, вторую, седьмую и девятую фигуры (или любые другие по порядку).

Игра «Что изменилось?»

Перед ребенком выкладывают 7 картинок или игрушек (для начала можно 3-4), он должен запомнить, как они расположены. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, в это время меняет 2 (затем можно больше) картинки (игрушки) местами или убирает одну (или больше) из них. Ребенка просят открыть глаза, он должен заметить, что изменилось.

Игра «Четвертый лишний»

Это упражнение можно проводить в нескольких вариантах:

1)с картинками: взрослый выкладывает 4 картинки с изображением предметов и говорит ребенку: «Здесь три картинки подходят друг к другу, а одна не походит к ним. Покажи ее. Почему она лишняя? Например, кот, собака, ласточка, мышь (ласточка – лишняя, т.к. это птица, а остальные – животные) или любые другие картинки

2)с окружающими предметами: взрослый обращает внимание ребенка на любые предметы дома или на улице и спрашивает, что лишнее и почему. Например, стул, стол, чашка, кровать.

3)со словами: взрослый называет четыре слова и спрашивает у ребенка, какое слово лишнее и почему. Например, нос, уши, очки, глаза.

Игра «Найди предмет треугольной (квадратной, прямоугольной, круглой) формы»

Игра развивает у ребенка восприятие формы. Ребенку предлагают в окружающей обстановке или на картинке находить и называть предметы заданной формы. Например, треугольной формы: подставка для кастрюли, формочки для печенья, колпачок у Петрушки, елка, крыша у домика. Кто больше назовет предметов заданной формы, тот выиграл.

Игра «Волшебный мешочек»

В мешочек помещают мелкие предметы различной формы. Ребенку предлагают опустить руку в мешочек, выбрать предмет и определить его на ощупь. Затем он достает предмет из мешочка, рассматривает его и рассказывает о нем: на какую фигуру он похож.

Вначале в мешочек помещают простые геометрические фигуры, а затем более сложные – предметы и игрушки, которые ребенок отгадывает, обследуя их форму на ощупь.

Игра «Последовательность событий»

Ребенку предлагают по картинкам рассказать о каком-либо событии, при этом спрашивают, что было сначала, что потом и чем все закончилось. Чем подробнее ребенок рассказывает, тем лучше, желательно, чтобы он говорил полными предложениями.

Если дома нет таких картинок, можно поговорить с ребенком о том, как прошел его день в детском саду, что было утром, днем и вечером, чем они с ребятами занимались, что ели, что нового и интересного он узнал в детском саду за этот день.

Можно прочитать ребенку небольшую сказку или рассказ и попросить его подробно и последовательно пересказать.

Штриховка

Взрослый рисует любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и проводит в ней 1-2 линии (горизонтальные, вертикальные или по диагонали), на конце которых нарисовано по одной стрелочке (чтобы ребенок понимал, в каком направлении штриховать фигуру). Ребенок заканчивает штриховку, начатую взрослым, а взрослый в это время следит за тем, чтобы ребенок рисовал в нужном направлении и чтобы линии были прямые и ровные.

Пожелания родителям

  1. Занимайтесь с ребенком систематически
  2. (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.
  3. Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
  4. Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
  5. Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
  6. Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
  7. Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
  8. Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
  9. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
  10. Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.