Опубликовано 19 мая 2017 в 10:50

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе №6

Воспитатель: Новикова Елена Петровна

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в группе №6 создавалась в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учётом основной общеобразовательной программой нашего дошкольного учреждения, выполняющую образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.

При создании предметно-пространственной среды мы руководствовались следующими принципами, определёнными во ФГОС дошкольного образования:

-полифункциональности среды: предметно-развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все состовляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной;

- трансформируемости среды - это возможность изменений, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

- вариативности - при создании предметноразвивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Так-же, учитывались особенности детей посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личные особенности.

Предметно-развивающая среда подбиралась с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области используются в ходе реализации других областей. Подбор материалов и оборудования был осуществлен для тех видов деятельности ребенка которые в наибольшей степени способствовали решению развивающих задач (игровая, продуктивноя, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, а так же для организации двигательной активности в течении дня.

Предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, коммуникативные способности. Влияние предметно - развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно. Поэтому, при организации такой среды, мы учли санитарно –гигиенические нормы, то есть требования к мебели, предметам быта, игровому оборудованию, учебным пособиям. Однако, всё это не является основным условием развития ребёнка. Развивающую среду создают и сами педагоги, своими руками.

В нашей группе много сделано руками педагогов, ведь именно от мастерства педагога, его преданности своему делу и любви к детям зависит развитие каждого воспитанника.

Приём детей начинается с раздевалки – это визитная карточка нашей группы.

Всёоформление раздевалки сделано своими руками. Здесь находятся информационные стенды для родителей , где размещается необходимая информация по детскому саду, группе, консультации и советы:

Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4553.JPGMacintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4554.JPG

  • Раздевалку оформляю к каждому сезону, с размещением стихов для заучивания и разделом « Чем занять ребёнка дома»:

Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Previews:2013:10:31:20131031-204102:1eeIJuMWTMiFadJEgi+q0A:DSC_1795.JPGMacintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Previews:2014:01:29:20140129-160427:eickg%UdT8CuvSvdkkGY1Q:DSC_2658.JPG

Особое внимание уделяю оформлению выставки работ детского творчества:

Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Previews:2013:11:21:20131121-202731:3xVIpg0yRKCXc6SNpYhXGw:IMG_2510.JPG

В раздевалке выделено место и для коллективных работ и долгосрочных проектов. Вот пример выставки творческих работ детей по проекту «Космическое путешествие»: рисование, аппликация:

Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2013:04:24:20130424-173406:IMG_2211.JPGMacintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Previews:2013:04:24:20130424-173406:DymrKormTdyLxJBgj8%GVA:IMG_2209.jpg

И результат итогового занятия по лепке:

Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Previews:2013:04:24:20130424-173406:DCTOSD8eT0aZ4KjRUg0Nwg:IMG_2208.jpg

- Групповое помещение разделено на несколько условных микрозон, учитывая размеры комнаты, мебель и уголки оформлены таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для разнообразных детских дел.

Все уголки выполнены в современном стиле.

- Центр искуства и творчества. Изобразительная деятельность – одна из самых любимых у детей. уголку ИЗО уделяется особое внимание. В уголке собраны различные материалы и оборудование для продуктивной деятельности – это цветные карандаши, аварельные краски, восковые мелки, пастель, гуашь, уголь, тушь, сангина,пластилин.

Кроме этого имеются пооперционные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. В уголке собраны игрушки с принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно –эстетического развития ребёнка, приобщают его к миру искусства, знакомят его с народным художественным творчеством.

Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Previews:2014:09:13:20140913-223222:ZRbt6N7WQJWu1D0zbsGs9Q:DSC_4530.jpg

- Центр художественно-речевой деятельности. Здесь оформлен красивый книжный уголок. На полках уголка воспитатели оформляют выставки книг по разным тематикам:”Произведения К.Чуковского “Зимушка- зима“, русские народные сказки. В книжном уголке представлена справочная, познавательная литература, энциклопедии для дошкольников. Воспитатель показывает детям, как с помощью книги можно получить ответы на самые сложные и интересные вопросы

Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4572.JPGРядом находится полочка с пособиями по развитию речи, многие из них изготовлены своими руками, например карты по мнемотехнике для разучивания стихов:

Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4566.JPGMacintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4564.JPG

Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4565.JPGMacintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4567.JPG

Особое внимание уделяетсяознакомлению детей с нашим любимым городом. Материал по Санкт-Петербургу, для этого уголка, подбирается по возрастной группе и обновляется в соответствии с новыми технологиям, например: «Виртуальные прогулки по городу» с использованием компьютера.

Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4525.JPGMacintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4527.JPG

Неотъемлимая часть любых занятий – ковролинограф. Пособия для ковролинографа, изготовленные своими руками, в виде плоскостых фигурок по разным темам (осень, математика, транспорт, рыбки, сказки и др.), активно использую на занятиях по развитию речи, математике, изодеятельности:

Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Previews:2014:02:14:20140214-232532:v7d8+nHKRpeFGY4OzMRThA:DSC_2905.JPGMacintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Previews:2013:10:31:20131031-204102:GmltO01SRo+NRzeVDPZJ7Q:DSC_1801.JPG

Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Previews:2011:10:04:20111004-200118:N2TZdxtrSOaOYHjtN4pYmw:IMAG0261.JPGMacintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4536.JPG

-В группе отведенно место для зоны сенсорного ипознавательного развития. Центр исследовательской деятельности. В уголке собрана игротека для самостоятельных игр с игровыми материалами, способствующими позновательному и математическому развитию детей: дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операция классификации, сериации, на узнавание по описанию, воссоздание ,преобразование, ориентировку по схеме (“Так бывает ?”, ”Найди ошибки художника“), игры с логическими блоками Дьенеша, ”Логический домик “, ”4 –й лишний “, ”Найди отличия”. Для развития мелкой моторики собраны разнообразные мозаики, пазлы, игры-шнуровки. Настенное круглое магнитное панно с картинками решающими педадогические задачи на конкретный день расположено в центре сенсорно-познавательной

Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4531.JPGMacintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Previews:2014:09:13:20140913-223222:KL1BcljJTz65aH8klSPMKQ:DSC_4534.jpg

- Из рабочей зоны мы переходим в игровую, онаподелена на две части. Одна часть предусматривает организацию игр для мальчиков. Это зона конструирования. Здесь вы можите увидеть различные наборы строительного материала, выполненые из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности, а также мелкие машинки и игрушки для обрыгивания построек. К каждому констуктору мной сделаны пооперационные схемы постоек. На полу этой зоны постелено ковровое покрытие с изображением городских улиц и дорог. Детям очень нравится здесь возводить постройки из конструктора и обыгрывать разные ситуации.

  • Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4547.JPGMacintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4546.JPG

-Вторая часть предусматривает организацию игр для девочек, она оформлена в виде комнаты с кухней с элементами газовой плиты, и полок для посуды. Посередине стоит стол и четыре табурета и диван.Есть здесь и кукольная кроватка, для укладывания куклы спать, коляски. Постельные принадлежности и кукольная одежда сшита своими руками. Есть уголок –“Студия красоты”, оборудованный какпарикмахерская. Рядом расположены уголки “Больница” и “Магазин”. Девочки с удовольствием играют в этом уголке, развивают различные сюжеты. Нередко к ним присоединяются и мальчики, сюжет игр становится сложнее. Создавая обстановку, способствующую воплащению детских замыслов, воспитатели постоянно наблюдают за детьми и вносят необходимые изменения.

Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4516.JPG

-Рядом расположен центр музыкальной и театрализованной деятельности- это полочка с музыкальными инструментами, шкаф с костюмами и атрибутами (дети изготовили с помощью родителей), а так-женесколько видов театра: пальчиковый (сшит моими руками), теневой, куклы-перчатки, куклы для настольного театра :

Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4532.JPGMacintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4533.JPG

Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Previews:2014:01:27:20140127-223608:Jx99V4sdSPa44AUZlvaXOg:DSC_2612.JPGMacintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4570.JPG

-В уголке естествознания комнатные растения собраны соответственно возрасту детей, дети выполняют работу по уходу за растениями с большим интересном. Для этого в уголке имеется необходимый инвентарь: лейки, палочки для рыхления почвы, тряпочки, клеёнки, пульверизатор.

Здесь же, собраны дидактические игры по ознакомлению детей с природой , гербарии, коллекции ракушек и камней, игрушки домашних и диких животных. Макеты аквариум, ферма, пустыня. Есть глобус,подборки фигурок животных, птиц и рыбок.” Уголок “это –Я” – здесь собраны материалы дающие первичное представление о себе и своём теле (альбомы, картотеки, “Уход за собой”). В уголке природы дети имеют возможность организовать и игры с песком, водой, снегом, камешками, глиной. Естественный природный материал даёт ребёнку наибольшие возможности для проявления творчества, фантазии.

Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4538.JPGMacintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4542.JPG

-Рядом с умывальной комнатой находится уголок здоровья и физической активности.Здесь размещено оборудование для использования в нетрадиционных методиках оздоровления детей. Это массажные мячи и дорожки для проведения массажа стоп ног и профиллактики плоскостопия (сделанные своими руками), цветные флажки для игр, воздушные шары для дыхательных упражнений, палочки для упражнений, кегли и кольцеброс. Картотека с разными видами оздоровительной гимнастики.

Своими руками сшиты подушки и мячики разных размеров, которые

используются в спортивных играх и упражнениях:

Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Masters:2014:09:13:20140913-223222:DSC_4522.JPG

Многообразие спортивного оборудования и пособий даёт возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воститании ребёнка. Cозданная среда вызывает у детей чувстово радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его ,обогощает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста .

Macintosh HD:Users:Lena:Pictures:Медиатека iPhoto:Previews:2014:09:03:20140903-212420:Inn2bKRxQ3W6ZGtuCEM8lQ:DSC_4470.JPG