Опубликовано 11 декабря 2017 в 08:50

Вашему вниманию предлагаются статьи:

Песочная терапия в условиях ДОУ в работе с детьми с ЗПР

Работа с нетрадиционным материалом в коррекционно-развивающей группе для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.


Песочная терапия в условиях ДОУ в работе с детьми с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормального темпа психического развития. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. В психолого-педагогической, а также в медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащихся: «дети с пониженной обучаемостью» (У. В. Ульенкова), «отстающие в учении» (Н. А. Менчинская), «нервные дети» (А. И. Захаров). Однако критерии, на основании которых выделяются названные группы, не противоречат пониманию природы задержки психического развития. В соответствии с еще одним социально — педагогическим подходом таких детей называют «дети группы риска» (Г. Ф. Кумарина).

К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

  • низкий уровень познавательной активности;
  • незрелость мотивации к учебной деятельности;
  • сниженная работоспособность к приему и переработке информации;
  • ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
  • недостаточная сформированность умственных операций;
  • отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешнуюшную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях содержатсяжатся убедительные данные, подтвержденные практикой, о том, что наибольшие педагогические возможности для преодоле ния недостатков в развитии ребенка имеют период раннего дошкольного возраста, т.к. в этот период психика наиболее пластична. Очень жаль, что родители не замечают отклонения у своих деток и поэтому очень поздно обращаются за помощью к специалистам. Если начать работу с ребятами с ЗПР (хотя бы с 4 -5 лет), то и результат будет гораздо выше.

При работе с детьми с ЗПР необходим комплексный подход. Это предполагает согласованную работу разных специалистов: логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, врачей разного профиля (психиатра, невропатолога), инструктора по ЛФК, массажиста. Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.

Поэтому, на занятиях с детьми важно использовать нетрадиционные методы и формы работы: соответствующие возрасту детей пособия — дидактические игры, маски, кукольный и пальчиковый театры, магнитофонные записи, наглядные учебные пособия, литературу, песочную терапию. Детям не приходится скучать, им интересно работать не только головой, но и руками.

“Песочная терапия”. Наиболее интересна в работе с детьми с ЗПР. Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка с миром и с самим собой. Перед ребёнком открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром, помогают ребенку и стабилизируют его эмоциональное состояние.

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребёнком картина из песка является творческим продуктом. На данных занятиях происходит творческое самовыражение ребёнка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. В работе с песком появляется возможность созидательного изменения и поиск путей развития формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Ребёнок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигурку волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами.

Малыш не боится играть, рисовать в песке, потому, что, если он ошибется, то ошибку можно исправить. Причем делать это можно сколько угодно. Строить свою сказку, в игре использовать мокрый песок, который меняет ощущения для ребенка.

Рисование песком доступно и полезно всем детям. Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний. «Художественное самовыражение» используют в работе с детьми с целью профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих духовно-нравственному и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровье сберегающих воздействий, которая основана на арт-терапии, а также с целью сохранения и восстановления здоровья детей. Кроме того, сам материал – песок, – обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», гармонизирует состояние ребенка. Песок это медитативный, расслабляющий материал – в общении с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Процесс рисования песком благотворно действует на гиперактивных и детей с ЗПР, а также детей с мышечным гипер- и гипотонусом. Прекрасная и естественная среда для развития и обогащения сенсомоторного потенциала, которая в дальнейшем дает импульс развитию и формированию ВПФ, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Обучение детей с ЗПР наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Для реализации здоровье сберегающего обучения целесообразно включать в занятия игры, которые «лечат».

Работа с нетрадиционным материалом в коррекционно-развивающей группе для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.

Игры с макаронами

Цели:

1.Организовать совместную деятельность (игровую, учебную).

2.Развивать внимание, воображение, фантазию, восприятие.

3.Способствовать развитию мелкой и общей моторики.

4.Побуждать детей к активным действиям, концентрации внимания.

5.Совершенствовать навык анализа, синтеза, планирования своих действий.

Оборудование: макароны (паста) различных форм, фигур из твёрдых и мягких сортов пшеницы, картон, клей, акварельные краски, пластилин.

Коррекционные занятия проводятся по подгруппам (5-6 детей) один раз в неделю; длительность занятий 15-30 минут.

Первые занятия планируются как индивидуальные, последующие направлены на выполнение поставленных выше целей. Использование макарон на занятиях необычно, дети с большим интересом откликаются на новое, яркое впечатление. Игры с макаронами очень нравятся детям, они могут продолжительное время создавать свои фигуры, сюжеты, конструировать дома, фигуры, города.

Используемый материал – макароны – можно купить в любом магазине. Их форма, размер, толщина, цвет разнообразны. Остаётся совсем немного – показать как из этого разнообразия можно создавать своё, новое произведение. Выложим на картоне из макарон солнышко, приклеим его, а затем разукрасим в оранжевый цвет. Получается очень необычно! А у ребёнка уже заработали пальчики, фантазия нашла своё проявление.

Чтобы такая игра получалась, необходимы правила, поэтому ребёнку предлагается принять на себя роль творца, волшебника. Правила работы с макаронами вводит педагог, он организует деятельность, планирует следующее занятие.

Игры с макаронами можно использовать на занятиях по обучению грамоте, математике, развитию речи. Дети выучили новую букву, цифру – выложите её на картоне с помощью макарон. Познакомились с многообразием рыб – смастерите вместе с детьми целый аквариум «макаронных» рыб. А если взять длинные спагетти, да сконструировать высокий дом, закрепив его пластилином, то можно создать целый город. Ребёнок сразу почувствует хрупкость создаваемых им домов, зданий и будет впоследствии бережней относится к своему дому, детскому саду, городу и миру в целом.

Детям очень нравится создавать что-нибудь новое. Будь то игра, занятие, беседа или конструирование. В группе у нас есть много разных игр и конструкторов. Но в последнее время детям очень нравится делать играть с макаронами. Конечно же макароны-это продукт питания. Но мы же используем их не в варенном виде, а в твердом.

Чтобы мир игровых приключений стал еще веселее, макароны можно покрасить. Лучше всего это делать пищевым красителем, потому что он лучше ложится, чем краска, например, гуашь. К тому же, макароны прокрашиваются сложнее крупы или соли, особенно, если это спиральки или резные колечки. Удобнее всего красить макароны в пакете или пластиковой банке. Краситель разбавляют в воде на глаз, это зависит и от количества макарон, и от насыщенности, которую хотим получить в результате.

Старайтесь много воды не добавлять, так как макароны размягчаются. После того, как макароны прокрасились, выкладываем их на сухую поверхность, но не на бумагу, так как иначе придется макароны отдирать, лучше всего на пакет или противень. Крашеные макароны имеют еще одну досадную привычку — они склеиваются, поэтому почаще их переворачиваем и разделяем их между собой. Для игры еще пригодятся пластиковые контейнеры, поднос, миски, ложки и мелкие игрушки.

Варианты игр:

1. Найди игрушки.

Возьмите пластиковый контейнер, насыпьте в него макароны, закопайте в глубине мелкие предметы и предложите ребенку найти их.

2. Сделай бусы для любимой мамы.

Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы.

3. Поймай змею.

Когда на шнурке набралось достаточно макаронин, покажите, как шнурок может двигаться — имитируя движения змеи.

4. Накорми куклу.

Куклу делаем из пластмассовой бутылочки. Под пробкой-шапочкой рисуем лицо, а вместо рта делаем отверстие диаметром 1-1, 5 см (края обязательно надо обработать, чтобы ребенок не поранился). И предлагаем ребенку: «Давай покормимкуклу макаронами!»

5. Выложи узор.

Тонким слоем пластилина покрываем лист картона. И выкладываем узоры, вдавливая их в пластилин.

6. Макаронные картины

Макароны хорошо крепятся клеем ПВА к любой поверхности — и к бумаге, и к цветочному горшку, и к рамочке для фотографий. Красиво смотрятся макароны-ракушки, бантики и бабочки. Готовую картину можно раскрасить.

7. Вырастим сказочное дерево.

Из пластилина делаем выпуклое основание, в него вставляем спагетти, на них в разном порядке нанизываем окрашенные макароны разной формы.

8. Крупяных дел мастер.

Для таких игр с ребенком подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль. Ребёнку предлагается перебрать крупы и макароны из общей мисочки по контейнерам.

9. Бассейн для пальчиков.

Для его изготовления потребуется 5-литровая пластмассовая бутылка из-под минеральной воды (любая другая емкость с прозрачными стенками, кроме стеклянной, тоже подойдет). Срежьте у бутылки верхнюю половину — вам потребуется нижняя часть. Для безопасности края среза обклейте скотчем или изолентой и наполните посуду любой крупой. В полученный «бассейн» спрячьте кубик. Покажите малышу другой кубик и попросите его отыскать такой же в «бассейне». Когда ребенок освоится с заданием, увеличьте количество «погруженных» предметов. Это могут быть шарики от пинг-понга, крышки от банок или чайные ложки.

Помните, что главная цель всех развивающих игр — всестороннее развитие малыша. Тренируя мелкую моторику рук ребенка, мы тем самым стимулируем его интеллектуальные и мыслительные процессы. Ведь именно ловкость маленьких пальчиков и кистей влияет на формирование головного мозга и на становление речи крох