Опубликовано 12 марта 2018 в 13:52

Кто такой дефектолог и в чем отличия его от логопеда

Дефектология-это (коррекционная педагогика, специальная педагогика)-наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками ,о закономерностях их воспитания и обучения.

Дефектолог- это специалист - коррекционный педагог, специальный педагог .Понятие достаточно широкое .Дефектологами являются педагоги, специализирующиеся на работе с детьми , имеющие различные отклонения в развитии. Дефектологизанимаются обучением и воспитаниемлюдей имеющих особенности в развитии. В своей работе они используют различные средства , направленные на коррекциюи компенсацию недостатков. Коррекция-исправление некоторых недостатков, не требующих коренных изменений корректируемого процесса или явления. Компенсация-уравновешивание или возмещение имеющегося недостатка .Компенсация нарушенного или утраченного анализатора, функции, происходит за счет сохранного.

Все дефектологи имеют высшее педагогическое образование, которое они получили на дефектологических факультетах высших учебных заведений. Будущие дефектологи , помимо педагогических дисциплин, раскрывающих методику работыс разными категориями лиц с особенностями в -развитии, изучают ряд медицинских предметов, психологию, патопсихологию, нейропсихологию, общую и специальную педагогику. Все эти специалисты не являются врачами, хотя дефектология находится на стыке медицины и педагогики. Дефектологи работают в разных учебных, медицинских и реабилитационных заведениях. Это могут быть учреждениясистемы образования, здравоохранения или социальной защиты населения: школы,детские сады, поликлиники, больницы, центрыпсихологической помощи и реабилитации. Поселения для взрослых и инвалидов и т.д

Дефектолог проводит диагностику высших психических функций(мышление, внимание, память, восприятие, воображение) Исследует особенности эмоционально волевой сферы .В зависимости от своей специализации, педагог акцентирует внимание на слухе ,зрении, речи или интеллектуальном развитии .После диагностики дефектологу необходимо определиться с направлениями коррекционной работы, выбрать нужные методы, приемы, разработать перспективный план коррекционного воздействия. Для ребенка(взрослого) создаются специальные условия обучения, воспитания, подбираются лечебно-оздоровительные мероприятия, при необходимости рекомендуются консультации у других специалистов (невролог, психиатр,отоларинголог, ортопед, окулист, ортодонт)Свою работу дефектологстроит исходя из индивидуальных возможностей каждого, ориентируясь на проблемы и возможности каждого .Длительность специалиста с ребенком ( взрослым) определяется степенью выраженности дефекта и динамикой в процессе коррекции. Даже после нескольких занятий иногда бывает сложно сказать, сколько их потребуется всего и уж тем более 100 процентовгарантию устранения дефекта .Каждый случай индивидуален, и подчас можно говорить лишь о частичной компенсации дефекта.

Последние годы термин « ДЕФЕКТОЛОГ» стализаменять термином « КОРРЕКЦИОННЫЙ ПЕДАГОГ» или «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ» .

Направления работы дефектолога

1 Работа над улучшением памяти , произвольного внимания

2 Развитие восприятия и воображения

3 Развитиевременных и пространственныхпредставлений

4Формирование правильной активной речи, расширение словаря

5Работа над особенностями эмоционально-волевой сферы

6Создание условий для адаптации ребенка в социуме, планирование особых подходов для развития ребенка

7 Развитие элементарных математических представлений

8Развитие мелкой и общей моторики

9 Коррекция поведенческих нарушений. Преодоление проблем общения со сверстниками и взрослыми

Существует несколько дефектологических специальностей.

Дошкольныйпедагог –дефектолог, работающий с детьми дошкольного возраста с любыми отклонениями в развитии

Учитель-сурдопедагог-обучающий детей с недостатками слуха. Работает с глухими, слабослышащими, поздно оглохшими и глухонемыми детьми. Основными задачами работы сурдопедагога является изучениезакономерностей развития лиц снарушениями слуха, их образование и воспитание в зависимости от индивидуальных особенностей нарушения слуха и речи. Сурдопедагог разрабатывает и практически реализует программы образования и воспитаниядля разных категорий лиц с нарушением слуха. Сурдопедагогвладеет специальными методиками, методами, приемами и технологиями развития остаточного слуха, обучения жестовому и дактильному языку ;русскому( родному) языку; устной речи. Сурдопедагогзанимается педагогической реабилитацией в послеоперационный период, например при кохлеарной имплантации. Также сурдопедагогдолжен иметь представление о современных технических средствах коррекции и компенсации нарушений слухового анализатора. Одна из основных задач в работесурдопедагога это социальная адаптация и социально-профессиональная реабилитация лиц с нарушенным слухом, их интеграцияв современное общество.

Учитель-олигофренопедагог- обучающий детей с недостатками умственного развития. Он работает с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими задержку психического развития, олигофрению(умственную отсталость),Д.Ц.П., аутизм, а также сложную структуру дефекта ( наличие нескольких дефектов в развитии одновременно).Данный специалист работаетне только с детьми ,но и со взрослыми, имеющими интеллектуальные и психические нарушения .Основные направления работы- это обучение и воспитание лиц с интеллектуальной недостаточностью. Олигофренопедагогвладеет коррекционными методиками для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, а также для детейшкольного возраста , с возможностью преподавания учебных дисциплин в коррекционных классах и школах .Дефектолог-олигофренопедагог оказывает помощьи детям с нормальным интеллектом , имеющим нарушения в физической и психоэмоциональной сфере ,трудности обучения в школе. Нередки случаикогдадети дошкольного возраста с нормальным интеллектом имеют задержку речевого развития , моторную неловкость, особенности поведения, неусидчивость ,невнимательность, плохую память и .т.д. Олигофренопедагог может помочь врешение этих проблем. Педагог поможет развить интеллектуальные способности ребенка ,расширит словарный запас, улучшит произношение, научит владеть собственной речью и выражать свои мысли. Олигофренопедагог может провести диагностику готовности ребенка к школе, диагностику усвоения программного материала. Крайне необходима помощь педагога-дефектолога учащимся младших классов школы, страдающим дисграфией и дислексией, испытывающих трудности с математическими вычислениями, проблемы сустной и письменной речью.чаще всего олегофренопедагог в « народе» называют просто дефектологом т.к « олигофрегопедагог» очень пугает родителей.

Учитель-тифлопедагог-работающий с детьми с недостатками зрения Работает со слепыми, слабовидящими, поздно ослепшими людьми. Задачами тифлопедагога является психолого- педагогическое и клиническое изучение зренияи аномалий психического и физического развития при этих нарушениях, пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении ;изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения .Тифлопедагог разрабатывает программы , методы, приемы, направления работы со слепыми и слабовилящими. Также тифлопедагог организует процесс обучения и воспитания , трудовойи профессиональной подготовки слепых и слабовидящих. Для тифлопедагога являются необходимыми знания и умения, касающиеся работы со специальными техническими средствами, способствующими коррекции зрения.

Учитель-логопед-работающий со всеми видами речевых нарушений. Логопед корректирует и устраняет недостатки речевого развития , а при отсутствии речи стимулирует ее развитие .Логопеды работают со школьниками и дошкольниками имеющими как нормальное так и интеллектуальную недостаточность, а также со слабослышащими детьми, детьми с ДЦП, аутизмом и.т.д. Также логопед помогает восстановить речь взрослым людям перенесшим инсульт или травму. В компетенцию логопеда входит работа с такими речевыми нарушениями как задержка речевого развития9ЗДД),общее недоразвитие речи(ОНР),фонетико-фонематическое недоразвитие речи(ФФН),нарушение звукопроизношения, заикание, дизартрия, дисграфия, алалия, афазия .Своей профессиональной деятельностью логопедызанимаютсяв различных дошкольных и школьных учреждениях , поликлиниках, а также в клиниках , где больным требуется восстановление речи. Логопеды как правило не занимаются с неговорящими детьми до трех лет т.к. нет речи-нечего исправлять .Хотя на данный момент специалисты говорят о целесообразности занятий с такими малышами и существуют методики направленные на стимуляцию речевого развития детей. после трех лет используются специальные методики по вызыванию речи .Приступая к работе логопед, прежде всего , проводит обследование ребенка, выясняя наличие дефекта и его причину .Затем разрабатывается план коррекционной работы, подбираются соответствующие методики для коррекции устранения дефекта. На занятиях педагогбудет работать не только над постановкой звука , но и над правильным дыханием, тонкой и крупной моторикой, высшими психическими функциями. Работа логопеда намного шире чем постановка звука. Логопед работает над лексикой ,грамматикой, фонетикой, синтаксисом, интонацией. Большая работа проводитсяпо активации и пополнению словарного запаса ребенка, умению составлять словосочетания, предложения .Огромное внимание уделяется развитию связной устной речи, диалогической и монологической речи, умению отвечать на вопросы, составлять связное высказывание. С детьми школьного возраста логопед работает не только над правильностью устной речи , но и над правильностью письменной речи. Работая с ребенком логопед, обязательно будет давать домашнее задания , которое необходимо выполнять. Пройденный материал надо закреплять дома .Успех зависит от совместных действий логопеда и родителе.

Логопед -это дефектолог?-часто задают такой вопрос родители

Да это тот же дефектолог, НОспециализирующийся конкретно на исправлении речевых патологий

-исправление звукопроизношения

-накопление словаря

-формирование фонематического слуха

-развитие грамматических навыков

-обучение умению словоизменению

-борьбасо слишком быстрой или замедленной речью

-совершенствование четкости речи

-борьба с громкостью голоса и отдельными интонациями произношения

-преодоление психологических блоков общения(страх, смущение, боязнь говорить среди большого количества людей и т .д.)

-устранение таких диагнозов какдизартрия, заикание ,ринолалия, дислалия, дизграфия, дислексия, алалия,афазия

Дефектолог это специалист широкогопрофиля, логопед –узкопрофильный специалист

Дефектолог приступает к занятиям с годовалыми малышами, логопед начинает работать с детьми по достижению их трех лет

Когда нужно обратиться к дефектологу.

-Ребенку два года , но он совсем не разговаривает, общается жестами

-2,5 года . но ребенок не умеет объеденять слова в небольшие фразы типа «дай пить»

-3 года , но он неточно воспроизводит элементарные ритмы , не может выполнять обычные артикуляторные движения (высунуть по просьбе язык, не научился глотать слюну)

3 -4 года , но малыш сокращает длинные слова , искажая их до неузнаваемости; переставляет слоги в словах, произносит не слова, а лишь отдельные слоги, не выговаривает слова полностью, до конца, неправильно произносит звуки , путает их, меняет местами, заменяет, пропускает, не делает паузы между словами и фразами. Имеет маленький словарный запас .Неупотребляет в речи предлоги, местоимения, признаки, действия.

5 лет- но дошкольник не может составить простое предложение, описывая картинку, у него не получается установить во время рассказа последовательность действий( просто перечисляет предметы), не пытается составить грамматически правильные предложения, в которых слова должны быть согласованы(род ,число ,падеж),не использует в речи союзы. Предлоги. Не слышит и не может выделить первый, последний звук в словах.

Уровень подготовки учителя-дефектолога предполагает наличие у него навыков логопедической коррекции, он владеет приемами работы по развитию речи , а также приемами звукопроизношения. Логопед – это узкопрофильный специалист.