Опубликовано 13 декабря 2018 в 14:56

Игровые упражнения и задания по развитию сенсомоторного восприятия у детей с ОВЗ раннего возраста, имеющих задержку психического развития

Учитель-дефектолог: Виноградова Е.С.

Доброе время, уважаемые друзья! Меня зовут Екатерина Сергеевна. Работаю я на первой младшей группе, возраст детей - от 1.5 до 3 лет.Тема моей консультации – «Игровые упражнения и задания по развитию сенсомоторного восприятия у детей с ОВЗ раннего возраста, имеющих ЗПР».

Сенсомоторное развитие – это одно из главных составляющих звеньев развития ребёнка в его познавательной деятельности.При рождении, как правило, нам уже даны органы чувств, тактильные ощущения, однако это только инструменты, которыми ребёнок должен овладеть, по мере взросления. При нормальном развитии малыша, он в достаточной мере, самостоятельно может освоить некоторые навыки. Нашим же деткам, с ОВЗ, требуется помощь.

Мы учим детей рассматривать, ощупывать, слушать, группировать (по цветам, форме, величине). Для этого используюся разные игры, пособия, задания.

Хочу представить Вашему вниманию следующие игры и упражнения, которые я использую в работе с детьми:

  1. Данное пособие можно использовать многократно. Вначале, мы с ребёнком, определяем, что перед нами, находим на что это похоже (например, огурец). Затем смотрим на цвет, каким он должен быть, пальчиком обводим контур и, найдя нужный маркер, раскрашиваем рисунок. Ниже есть три окошечка, где изображены круг, треугольник, и квадрат. И из предложенных картинок, выбираем только те, что подходят нам по цвету и «приклеиваем» их в нужные окошечки. С боку так же есть окошки под наклейки. Из другого набора наклеек с изображением предметов, выбираем только нужные нам по цвету. Эти многократные повторения движения (отклеивания и приклеивания) способствуют развитию моторики ребёнка, точности движений. Вместе с этим ребёнок учится выделять/дифференцировать нужный цвет. В этом пособии есть и другие задания, например, нужно найти фигуры, определённого цвета и размера.
  2. В своей работе я широко использую фланелеграф. Недавно у нас была тема «Осень» и мы играли с листочками. Нам нужно было определить с какого дерева потерялись листочки и вернуть их, каждый на своё дерево. Это задание на сортировку основных цветов. А также это хороший способ показывать наглядно (а также закрепить) такие понятия как «Один-много». Это задание я провожу не только с листиками, но и, например, с фруктами. У нас есть три дерева на которых растут разные яблоки, и нужно вернуть потерявшиеся яблоки обратно. А весной, у нас на фланелеграфе появляются цветы, и мы их украшаем лепестками (красный, жёлтый, синий). Детям очень нравится игры на фланелеграфе тем, что им не нужно сидеть долго на стульях и выполнять сидя какую-то работу, напротив, можно подвигаться, что-то оторвать или приклеить к нему. А я в свою очередь выполняю задачи, поставленные передо мной, такие как: развитие координации, точности, силы, направленности движения; Закрепление знаний об основных цветах, их зрительное соотнесение.

  3. В процессе знакомства с цветом, я использую геометрические фигуры, не называя их. Например: мы попали в сказочный город, где ветер перепутал все детали, и мы подбираем каждому домику крышу, лужайку и т.д. Затем, когда детки освоят этот материал, я усложняю задачу и далее мы уже составляем небольшие картины из составных частей, например домик с крышей и солнышко. (использую пособие в качестве плоскостного конструктора как фланелеграфе, так и на столе)

  4. Следующее пособие уже настольное. Это д/и «Гусеница», где ребёнок, путем «наложения» выбирая кружок нужного цвета и выкладывает его на картинки. Вместе с закреплением цвета, я учу детей выкладывать кружки не в хаотичном порядке, а слева направо. Эта игра имеет несколько уровней сложности (одноцветные, многоцветные гусеницы). А также есть гусеницы с чередующимися цветами. Также есть ещё белые гусеницы, ребёнок может собирать их не способом «наложения», а по подобию, и на чередующихся цветах, развивая параллельно элементарную логику, ребёнку нужно догадаться какой кружок у гусеницы следующий. Ещё можно предоставив ребёнку право выбора и реализацию творческого подхода, он может украсить ее как ему нравится. Также есть ещё д/игра «Спрячь зайчика». Где тоже идёт соотнесение по цветам.

  5. Следующее пособие я использую в качестве поощрения. Дети радуются, а я все так же стараюсь способствовать их развитию. В этой игре дети закрепляют названия основных цветов, размер игрушки, и, конечно же, развивают моторные навыки. Не у всех деток получается с первого раза «заставить» лягушку прыгнуть и в дальнейшем перепрыгнуть через пруд. Им для этого требуется понять с какой силой, какой рукой или пальцем, и в каком направлении нужно надавить на лягушку, что бы она прыгнула.

  6. Следующее пособие предполагает работу с пластилином, при которой ребёнок учится отщипывать от большого куска пластилина кусочек нужного цвета и размера, а затем, попав в белое пятно, «закрашивает» его. Я могу начать с классического варианта, работы с пластилином, а могу предложить ребёнку на выбор пластилин, фломастеры или просто закрыть пробелы цветными кружочками.

  7. Еще в моём кабинете живет кукла Таня. На которой очень хорошо можно изучать части тела и лица, что способствует ориентировки в собственном теле. А ещё тема с одеждой тоже не проходит мимо неё. У нашей Тани есть юбочки, кофты и, конечно же, платья. Некоторые платья я вырезаю из картона или бумаги, и мы разукрашиваем их с помощью различных штампов. Это занятие направленно на развитие моторных навыков, дети учатся координировать свои движения открывая/закрывая колпачок, учатся соизмерять силу нажима на штамп и правильно держать его. А также, конечно же, используем штампы в которых присутствуют основные цвета. А ещё у Тани есть платья с уже готовым рисунком. На таком пособии мы изучаем/закрепляем размер и цвет. Например, после проведение подготовительной работы, ребёнок получает следующие инструкции: «Покажи маленькие фигурки», «обведи пальчиком большие», «закрась маленькие фигурки зелёным цветом» и т.д.

  8. Это пособие учит детей подбирать по цветам шапочки для мишки. Шапку можно подобрать в соответствии с цветом шарфа или же подобрать по цвету мячика. Это задание учит детей усиленно концентрировать своё внимание.

  9. Цветные стеклышки я, в основном, использую при изучении основных цветов в качестве сюрприза или фокуса.

  10. Одним из любимых у деток является задание «Цветочный вальс». Крутить волчок – очень сложное упражнение, требующее от ребенка большой концентрации внимания и точно выверенных движений. Зато, когда у них, в конечном счете, что-то получается, они испытывают массу положительных эмоций.

  11. Следующее пособие «Паровозик». Способом «наложения» дети «строят» поезд. Опять, стараемся выполнять задания не хаотично, а по порядку (слева направо). Затем к ребёнку приходит, например, мишка, который просит покатать его в определённом вагончике (в зависимости от того, какой цвет изучаем/повторяем/закрепляем). Это небольшое пособие я использую в качестве настольной игры. А вариант побольше предусмотрен для выполнения задания на фланелеграфе.

  12. Данное пособие направленно на развитие координации движения. На нем мы обводим её пальцем по контуру, можем её закрасить, а также используя счетные палочки или камушки учиться, путем «наложения» выкладывать фигуры.

  13. Пособие «Светофор» знакомит детей с основными цветами и их расположением на светофоре, а также готовит к восприятию материала по ПДД в дальнейшем.

  14. Ещё у меня есть самолетики, которые мы, вместе с детками, учимся запускать. Это позволяет нам тренировать координацию движения, силу броска, точность направления полета.

  15. Всвоей работе я использую цепочки из карточек по подобию игры в домино. Эта игра направлена на концентрацию внимания.

  16. Д/И «Ежики» одна из самых любимых детских игр. Она направленна на развитие моторных навыков у детей, и на сортировку по цветам. Так же к таким играм можно отнести и игры с прищепками.

  17. Конечно же, не обойтись на занятиях и без игр со шнуровкой и застежкой. Эти задания направленны на улучшение координации движений.

  18. Ещё в своей работе я использую такую игру как «Чудесный мешочек». Один из вариантов его использования следующий: например, кладу туда кубики разного цвета, и ребёнок, доставая кубик определенного цвета, последующие задания выполняет только в соответствии с цветом своего кубика (выбирает пирамидку, «Ёжика», и тд.)

Подводя итоги, хочу сказать о том, что, конечно же, в нашей работе, нужно постоянно поддерживать интерес детей, для этого необходимо использовать как сюрпризные моменты, так и разнообразный вариативный материал.

Спасибо за внимание!