Опубликовано 09 января 2019 в 13:04

Ссылка на дистанционное обучение


Игры для развития мелкой моторики своими руками

Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности.
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко, поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Условия эффективности развития мелкой моторики.

Необходимо задействовать все пальцы обеих рук. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца. Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.

Значение игр для развития мелкой моторики

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В их процессе у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

1.Скручивание лент

2.Шнурование

3.Нанизывание бусин

4.Застёгивание пуговиц

5.ПрищепкиМожно вырезать из картона фигурки.Например, жёлтый круг – это солнце, а прищепки – это лучики. Так можно вырезать тучку, ёжика, репку, морковку, божью коровку. Прищепки будут, соответственно, дождик, иголки, листочки овощей.

6.Выкладывание по узору крупы, пуговиц, разноцветных камушков.

7.Откручивание и закручивание крышек. Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок. Можно использовать крышки разного размера и разной формы от сока. Также можно использовать болты и гайки разных размеров.

8.Отгадывание предметов на ощупь «Волшебный мешочек». Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами. Ребёнок засовывает руку в мешочек и на ощупь отгадывает предмет.

9.Перекатывание карандаша или ручки в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.

10.Обводка трафаретов, по контуру, штриховка, раскрашивание.













Сенсорное развитие в повседневной жизни

1.Упражнения со стулом. Нужно научить ребёнка осторожно носить стул, тихо ставить его на пол, спокойно садиться и вставать.

2.Коврик. Покажите ребёнку, как можно скатывать и раскатывать коврик. Можно завести специальный коврик и поиграть в игру «Обходим коврик». Это упражнение развивает координацию.

3.Пересыпаем зерно. Предложите ребёнку пересыпать гречку, горох, рис из одной миски в другую при помощи чайной ложки или через воронку.

4.На дне миски. Глубокая миска наполняется крупой, в неё закапываются камушки, пуговицы, небольшие предметы и фигурки. Ребёнку нужно покопаться в миске и отыскать все запрятанные предметы.

5.Из ведра в ведро. Предложите ребёнку перелить воду из одного ведра в другое с помощью половника, чашки, ковшика, бутылочки и т.д.

6.Из миски в миску. Надо перелить воду маленькой ложкой, пипеткой, шприцом (без иглы), резиновой грушей, поролоновой губкой (намочил губку в одной миске и отжал в другую).

7.Переливание воды. Приготовьте три кувшинчика (баночки), в одном из которых вода, поднос и губка. Научите ребёнка, как приподнимать кувшинчик с водой, наклонять его и переливать воду в другой кувшинчик. Если вода прольётся на поднос – ребёнок вытирает её губочкой. Можно использовать при переливании воды воронку.

8.Вылавливание шариков. В миску налита вода, в которой плавают теннисные шарики. Ребёнку надо ситечком выловить все шарики и переложить их в пустую миску.

9.Пена. Ребёнок капает из пипетки капельку жидкого мыла в мисочку с водой. Затем венчиком взбивает пену.

10.Форма воды. Вам понадобятся различные ёмкости: надувной шарик, стакан, бутылка, формочка и т.д. Из кувшина с водой ребёнок выливает воду в шарик, наблюдая, как вода принимает форму шарика. Затем выливает в следующую ёмкость.

11.Где больше воды. Берётся два-три стакана и ёмкость с водой. Ребёнок получает задание – налить во все стаканы одинаковое количество воды или так, чтобы в одном стакане было больше, а в другом меньше.

12.Рамки со шнурками, кнопками, пуговицами, крючками и петлями, бантиками, застёжками, молнией. Покажите, как нужно застёгивать и расстёгивать данные приспособления.

Когда вы готовите для ребёнка эти игры, удобно всё необходимое поставить на поднос. Если материалы, из которых составлены упражнения красивые, яркие и подобраны по цвету – это вызывает дополнительный интерес и желание играть.


Сенсорное развитие и трудовые навыки.

  1. Чистим ботинки.

    Ребёнок надевает фартук, закатывает рукава. На полу расстилается газета, на неё ставятся ботинки, выкладывается жёсткая щётка, банка с обувным кремом, губка для нанесения крема, щётка для полировки ботинок, тряпочка для наведения блеска (выберите два-три действия). Сначала взрослый показывает, как чистить ботинок, затем ребёнок выполняет работу самостоятельно.

  2. Бутерброды.

    Ребёнок надевает фартук, моет руки. На одной разделочной доске режется хлеб, на другой – колбаса. Ребёнок составляет бутерброд и выкладывает на тарелку.

  3. Мытьё посуды.

    Ребёнок с помощью губки и жидкого средства моет посуду в двух тазиках, вытирает посуду полотенцем, по окончании убирает рабочее место.

  4. Подметание пола.

    С помощью щётки для пола ребёнок сметает мусор в кучку, сгребает его на совок и высыпает мусор в ведро. Можно нарвать бумагу крупными кусками, помять её и использовать вместо мусора.

  5. Точим карандаши.

    На поднос положите карандаши, точилку, миску для стружек. Ребёнок затачивает карандаши, а по окончании стружки выбрасывает в ведро.

    Обязательно включайте ребёнка в процесс уборки, а если ребёнок мал – показывайте и рассказывайте, как это делаете вы. Заведите для ребёнка «хозяйственный уголок», где разместите салфетки, щётки, совочек, ведро для мусора. Ребёнок будет знать, где взять и куда убрать инструменты. Со временем ребёнок сможет следить за порядком в доме и без специальных упражнений.