Опубликовано 28 мая 2019 в 14:03

Консультация для родителей

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе индивидуального развития организма, параллельно с умственным и физическим развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт. Можно условно выделить основные этапы в становлении речи.

1 этап – подготовительный – от 0 до 1 года.

Происходит подготовка к овладению речью. Крик и плач – первая голосовая реакция, которая способствует развитию дыхательного, голосового и артикуляционного отделов речевого аппарата.

Уже через две недели ребёнок начинает реагировать на голос говорящего. К второму месяцу жизни появляется гуление – аморфное нечленораздельное воспроизведение звуковых комплексов. В три месяца гуление переходит в лепет – это сочетание неопределённо артикулируемых звуков в слоги. С семи месяцев ребёнок путём подражания произносит отдельные слоги. Он выделяет речевые звуки и становится носителем данного языка. В дальнейшем ребёнок перенимает и тон, темп, ритм, интонацию, мелодику. Малыш соотносит определённые звукосочетания с предметами и действиями. Постепенно ребёнок начинает повторять за взрослым всё более и более разнообразные сочетания звуков. Примерно с девяти месяцев появляются реакции на сами слова ( уже независимо от ситуации и интонации говорящего). К концу первого года жизни ребёнок может употреблять примерно десять лепетных слов.

2 этап – преддошкольный – от 1 до 3 лет.

Это этап становления активной речи. Ребёнок охотно и много повторяет за говорящим. Расширяется понимание речи взрослого. Понимание речи значительно превосходит произносительные возможности.

Начинает накапливаться словарь. К концу второго года жизни ребёнок может использовать примерно двести слов ( это существительные, глаголы, прилагательные и наречия). После двух лет добавляются предлоги, союзы и междометия. В начале третьего года жизни у ребёнка начинает формироваться грамматический строй речи. Ребёнок употребляет единственное и множественное число существительных, время и лицо глаголов, использует некоторые падежные окончания.

К концу второго этапа ребёнок говорит простыми распространёнными предложениями, адекватно отвечает на вопросы, с помощью взрослого может рассказать об интересных событиях из своей жизни.