Опубликовано 19 февраля 2016 в 14:59

Если моему ребенку поставили ЗПР, возьмут ли его потом в обычную школу?

Формально - да, обязаны взять. Но лучше ли это будет именно для Вашего ребенка, - решать Вам.

1. В настоящий момент большинство детей начинают учиться с 6, 5 - 7 лет. Чтобы начать учиться, достаточно обратиться в школу, к которой прикреплен ваш дом. На основании "Закона об образовании" вам не могут отказать в приеме вашего ребенка.

Если ребенок посещал коррекционную группу или сад для детей с ЗПР, это не является препятствием для поступления в общеобразовательную школу. Наоборот, чем больше времени провел ребенок в специальных коррекционных условиях, тем больше вероятность полного преодоления задержки психического развития (естественно, это зависит от выраженности задержки и характера сопутствующих осложнений). Большинство детей из нашего детского сада поступают в массовую школу и успешно учатся.

3. При записи ребенка в первый класс единственный документ, который оформляется детским садом, - медицинская карта. Вы должны знать, что в ней не предусмотрено даже место, где бы отражались особенности психического развития ребенка. (Исключение составляет речевое развитие). Врач-психиатр не делает записей в карте, его информация является закрытой и не разглашается. (Информации о состоянии психического здоровья охраняется законом, она может быть передана другому лицу только с согласия родителей).

4. В отдельных случаях специалисты коррекционного детского сада могут рекомендовать продолжить обучение ребенка в классе коррекционно-развивающего обучения (КРО). Это может быть в случае недостаточности времени для преодоления отставания к моменту поступления в школу. Например, когда ребенок с так называемой "выраженной задержкой" поступил в коррекционную группу слишком поздно, за год до школы. Или в случае, когда у ребенка осложненная форма ЗПР. На психолого-педагогическом консилиуме специалисты объясняют родителям, какие проблемы могут возникнуть у их ребенка во время обучения в классе с большой наполняемостью, где нет возможности учесть индивидуальные особенности ребенка, оказать необходимую помощь. Обычно рекомендации по дальнейшему обучению ребенка специалисты делают за 2 -3 месяца до начала записи детей в школу, давая родителям возможность подумать перед принятием решения. Чтобы утвердиться в своем выборе, родители могут дополнительно проконсультироваться у специалистов.

5. Право принятия решения, где дальше будет обучаться ребенок, принадлежит только родителям.
Ели родители решили воспользоваться услугами класса КРО, необходимо обратиться в районную медико - педагогическую комиссию для получения направления. В школе, для зачисления ребенка в класс КРО, родителям достаточно написать заявление и приложить к нему полученное направление.
Если ребенок поступает в класс КРО или другое коррекционное образовательное учреждение, школа вправе запросить психолого-педагогическую характеристику из детского сада. Это нужно для обеспечения преемственности в коррекционной работе. На основании этого письменного запроса родители могут получить в детском саду эту характеристику.
Ни в каких других случаях детский сад никаких характеристик не выдает.

Как преодолеть ЗПР?

Задержка психического развития (ЗПР) у детей является следствием многих негативных факторов, в том числе и тех, про которые уже успели забыть. Это и сложная беременность у мамы (могли быть различные заболевания, например гипертония, сердечно-сосудистая недостаточность, нефропатия, инфекции и др.), осложнения в родах, болезни ребенка до трех лет, частые простуды, хронические заболевания…

Огромное влияние на развитие ребенка имеют условия воспитания и психологический климат в семье, особенно в первые три-четыре года. Естественно, вопрос "воспитания" понимается в широком смысле. Это и правильный режим дня, и создание условий для двигательной активности ребенка, круг общения, игра, занятия и многое другое.
Нарушение гармоничности развития ребенка, особенно в раннем и младшем возрасте, и приводит к отклонениям в развитии, в том числе к задержке и психического развития.
В большинстве случаев такие дети не могут преодолеть задержку без специальной помощи. Например, это может быть специальный детский сад (группа) для детей с ЗПР, в котором службе психолого-педагогического сопровождения отводится значительное место. Специалисты "службы" осуществляют коррекцию развития детей, определяют ее эффективность.

Почему же часто специалисты детского сада рекомендуют проконсультировать ребенка у врача? Это может быть врач-психиатр, невролог, эндокринолог, терапевт и др. Причиной этого является то, что у ребенка с ЗПР могут быть различные текущие соматические и нервно-психические состояния или заболевания, которые тормозят физическое, психическое (в том числе речевое), личностное развитие ребенка. Это значительно затрудняет работу специалистов в преодолении задержки. Таким образом, медицинская помощь оказывается в детской поликлинике при наличии на то показаний.

Практика работы нашего коррекционного детского сада показывает, что в последнее время большинству детей поступивших в детский сад, требуется та или иная медицинская помощь. И без нее мы не достигнем тех результатов, на которые могли бы рассчитывать.

Педагоги часто слышат просьбы родителей: "Вы побольше занимайтесь с ребенком". Однако чрезмерная нагрузка (мера у каждого ребенка своя) также может навредить ребенку. У него на фоне повышенной нагрузки и требований не выдерживает и без того ослабленная нервная система. При этом в одних случаях срабатывают внутренние защитные механизмы: может произойти имитация простудного заболевания. У ребенка беспричинно может подняться температура, когда он собирается в детский сад, и нормализуется через некоторое время, как только ребенок осознает, что он остается дома, и к нему никто не будет приставать с занятиями.

В других случаях нервная система может не выдержать нагрузки: у ребенка могут начаться тики, энурез (недержание мочи), заикание, могут обостриться хронические болезни или запуститься новые.
Поэтому, работая с ребенком с ЗПР, очень важно дозировать нагрузку, организовывать "охранительный режим" в детском саду и дома. В некоторых случаях врачи рекомендуют родителям проводить поддерживающую медикаментозную (или другую) терапию на период адаптации его в детском саду или в весенний период, когда у детей отмечается наибольшая утомляемость.
Из выше изложенного, понятно, что в каждом конкретном случае врач на основании результатов обследования ребенка принимает решение: лечить или не лечить, а если лечить, то как. И лечит он не ЗПР, а причины, которые или приводят к задержке, или осложняют ее проявления.
В любом случае назначение и рекомендации делает врач, а родители берут на себя ответственность следовать им или нет. Но при этом они разделяют ответственность со специалистами за конечный результат коррекционной работы с их ребенком.

Что такое коррекционный детский сад?

Название "Коррекционный (специальный) детский сад" означает, что в нем созданы особые условия, которые необходимы для преодоления определенных недостатков развития ребенка.

В наш детский сад направляются дети с так называемой "задержкой психического развития".
Часто этот термин крайне пугает родителей. Однако, если трактовать его упрощенно, то он означает, что у ребенка есть специфические проблемы, которые не позволяют ему активно осваивать окружающие его мир и поэтому он отстает в развитии. Развитие может отставать сразу по всем показателям, и тогда мы говорим о гармоничной задержке психического развития. Но чаще специалисты сталкиваются с "задержками", когда та или иная психическая функция отстает в большей степени (а может быть даже нарушена) и влечет за собой отклонение в развитии остальных.
Еще один важный момент, о котором должны знать родители ребенка с ЗПР, что это не умственная отсталость. В большинстве случаев, если начать оказывать ребенку специальную помощь достаточно рано (в 2 - 4 года), к началу школьного обучения развитие нормализуется, и наши воспитанники начинают успешно справляться со школьной общеобразовательной программой. Но для того, чтобы это произошло, родителям необходимо тесно взаимодействовать со специалистами и воспитателями детского сада. В некоторых случаях, без помощи врача также не обойтись.

Ведущим специалистом в нашем детском саду является учитель-дефектолог.

В его задачи входит определение причины отставания в развитии и выработка программы по ее преодолению. Учитель также проводит занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию элементарных математических представлений, развитию речи, обучению элементарной грамоте.

Задачей учителя-дефектолога является не столько обучение, сколько развитие ребенка и коррекция его недостатков в процессе обучения. Чтобы добиться лучших результатов и учесть особенности каждого ребенка, учитель проводит занятия с малыми подгруппами или индивидуально.

Учитель-логопед в детском саду для детей с ЗПР является дополнительным специалистом и включается в работу только при наличии выраженной речевой недостаточности. Основными задачами логопеда являются развитие речевого слуха, нормализация звукопроизношения и грамматического строя речи, расширение словарного запаса, развитие связной речи.

Важное значение в развитии ребенка имеет его физическое здоровье. Родители должны знать, что многие соматические заболевания часто сами являются причинами задержки психического развития или осложняют ее течение. По этой причине задачи оздоровления и физического и двигательного развития стоят наряду с коррекционно-развивающими задачами. Реализуют эти задачи медицинские сестры, врачи, воспитатели групп, руководитель по физическому развитию.

Еще одним направлением в развитие ребенка являются занятия музыкой. Специалисты в области специальной педагогики используют занятия музыкой, как мощное коррекционное средство, имеющее гармонизующий характер. Музыка воздействует на глубинные сферы психики ребенка, на его эмоции, способствует развитию чувства ритма, пространственных и временных представлений. Музыкальные занятия способствуют развитию базовых психических функций: памяти, внимания, восприятия. Занятия способствуют раскрытию творческого потенциала детей.
Музыкальные руководители также имеют дополнительную специальную подготовку. Большую радость детям и их родителям доставляют музыкальные праздники, которые тоже являются частью коррекционно-образовательной работы.

Итак, специальный детский сад - это:- особая развивающая среда, способствующая преодолению задержки развития (оборудование, пособия, игры и др.);
- специальная коррекционно-развивающая образовательная программа;
- наличие в штате кроме воспитателей, дополнительных специалистов и медицинских работников;
- "щадящий" режим дня;
- специальные коррекционно-развивающие занятия;